Вы вошли как    Гость             Группа "Гости"      Скоро в школу             Вторник   19.03.2024   05:27     














 







Сайт учителя начальных классов Бахмутовой Елены Николаевны  "Радость познания, радость труда, радость общения – моё педагогическое кредо.  Школа – это целый мир! И он весь мой!" 
Форма входа

Меню сайта

Наша кнопочка

Мастерская учителя
Картинки по запросу школьный фон

Мои проекты

Для вас, родители!

Доска объявлений

Видеозал

Стиляги

...

Фотоальбом

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 887

Новости образовани

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт посетили

 

   

Готовность к школе: что это такое?


  Некоторые мамы и папы хотят, чтобы ребенок непременно пошел в первый класс – чем раньше, тем лучше. Нечего терять    год, пусть набирается ума-разума. Другие – в раздумьях: не хочется сокращать ребенку период относительно беспечного  детства, жалко его. Третьи вообще не имеют определенного мнения: сегодня поговорили с Зиной из пятого подъезда и  решили: нечего портить себе и сыну жизнь. Ещё успеет намаяться! Завтра Вовкин дедушка из соседнего двора рассказал, что  Вовочка-то, оказывается, в спецшколу поступает. И собеседование уже прошел. Тут родительские амбиции спать не дадут:  этот – в спецшколе, а мой что же, хуже? И ребенку нет покоя. Он ни на что толком не может настроиться. Тут самое время вмешаться педагогу и внести некую определенность в родительские метания. 


Вопрос первый. С какого возраста лучше отдавать ребенка в школу – с шести или с семи лет?
    Закон об образовании предусматривает поступление детей в школу с шести с половиной лет. До недавнего времени во многих школах России существовало обучение сразу по двум программам – одна была рассчитана на четыре года обучения (для детей, поступающих в первый класс в шестилетнем возрасте), а другая – на три года обучения (для детей, поступающих в первый класс по исполнении семи лет). Теперь наблюдается тенденция повсеместного перехода на четырехлетнее начальное обучение. При этом считается, что ребенку на момент поступления в школу должно быть не меньше шести с половиной лет.
В этом возрасте не только каждые полгода, но и каждые два-три месяца очень существенны для развития детей. Шестилетки в целом принадлежат еще дошкольному миру. Эксперименты двадцатилетней давности по их обучению показали, что ребенок шести лет действительно способен усваивать учебный материал. Но при этом у него еще сохраняется острая потребность играть. Это ребенок играющий. Поэтому обучение шестилеток изначально задумывалось как обучение игровое.
     Массовая школа с такой психологической задачей справиться не смогла. В первую очередь к этому оказались не готовы учителя: невозможно, проработав в школе десять, двадцать, тридцать лет, вдруг на один год сменить профессиональную стратегию – переключиться с навыкового тренинга на игру. Поэтому шестилетки очень быстро оказались точно в таких же условиях, как и семилетние дети. Это не лучшим образом сказывается и на их здоровье, и на психологическом развитии. 
    С другой стороны, считается, что программа трехлетнего обучения в начальной школе слишком интенсивна и ведет к перегрузке детей. Поэтому хочется растянуть ее на четыре года начальной школы. Вот и нашли компромиссный вариант: считать возрастом поступления в школу не шесть лет, не семь, а шесть с половиной. Однако выбор между обучением по программе «Один – три» и по программе «Один - четыре» пока еще сохраняется. 
    При этом можно отметить, что родители мальчиков чаще всего стараются отдать своих детей в школу как можно раньше, а родители девочек не торопятся. В результате мальчики в шесть с половиной лет частенько оказываются в классе семилеток, а семилетние девочки – в классе для шестилетних детей. 
     Мотивы родителей мальчиков ясны: за одиннадцать лет вперед они стараются просчитать все возможные шансы на поступление в вуз, на отсрочку от военной службы. У родителей девочек, как им кажется, больше возможностей продлить игровое детство своему ребенку. Сложность заключается в том, что девочки по всем психофизиологическим законам созревают раньше, чем мальчики. Они более социально-адаптивны и усидчивы. Мальчики созревают для дисциплинарной школьной среды гораздо медленнее. Им нужно дольше играть, чем девочкам. Недоигравшие мальчики – это горе для учителя и сплошные учебные проблемы для самого ребенка. Очень часто мы встречаем неровные классы: там сидят готовые к обучению прилежные девочки и маленькие мальчики, возящие под партой машинки. Итак, выбирая, родителям хорошо бы не забывать о нижней возрастной границе поступления в школу и об особенностях развития мальчиков.


Вопрос второй. Если ребенок очень умный, любознательный, умеет читать, с удовольствием рисует буквы, то не повредит ли ему «пересиживание» в детском саду? Не затормозит ли это его развитие?

     Такие вопросы возникают обычно в том случае, если к началу учебного года ребенку не хватает одного, двух, трех месяцев до шести с половиной (или до шести) лет. 
     В этом случае важно знать, что поступление в первый класс вовсе не всегда и не обязательно связано с развитием. Более того, очень часто родители первоклассников жалуются на то, что ребенок, прекрасно рисовавший в дошкольном возрасте, любивший учить стихи, постоянно что-то сочинявший, выдумывавший, вдруг становится вялым, скучным, отказывается от любимых занятий, капризничает. Обычно это происходит, когда учебная нагрузка оказывается чрезмерной для малыша. Все его свободные силы в этом случае уходят на преодоление сложностей в обучении.   
    Первый класс – это прежде всего письмо. А обучение письму – серьезный стресс для первоклассников, особенно для мальчиков. У многих детей процесс освоения прописей происходит крайне болезненно. В первую очередь это касается левшей, детей с плохой моторикой руки, повышенным мышечным тонусом. Письмо отнимает столько сил, что у детей часто наблюдается регресс в изобразительном творчестве, в рисунках – это смежные с письмом виды деятельности. 
   Кроме того, надо помнить, что детей, поступивших в школу раньше положенного возраста, подкарауливают сложности в курсе математики. Математика обычно меньше всего пугает родителей. Что там такого, в первом классе: два плюс два! Это серьезная ошибка. Действительно, в первом классе скорее всего все пойдет более или менее гладко. Проблемы настигнут ребенка во втором и в третьем классе. Там он столкнется с составными задачами, к которым не будет готов исключительно в силу возраста: эти задачи будут казаться слишком сложными. 
   Возрастной разрыв обычно преодолевается к концу начальной школы. Важно, какая цена за это будет заплачена: слезы, двойки, усталость? Иными словами, если ребенку хорошо в детском саду и проблема его недогрузки – единственное, что беспокоит родителей, посоветуйте им не торопиться с поступлением в школу. Умный, тонкий родитель всегда найдет возможности для развития творческих способностей своего малыша: для этого существуют всевозможные кружки, студии, спортивные секции. Возможно, даже на базе детского сада. Важно помнить: развитый ребенок и готовый к школе ребенок – это не одно и то же.


Вопрос третий. Разве готовность к школе не определяется интеллектуальным развитием?

     Во-первых, сам термин «интеллектуальное развитие» часто неправильно понимается родителями. Они путают интеллектуальное развитие и обученность. Обученность – это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное развитие – это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач. 
     То есть обученность и умственное развитие – это отнюдь не синонимы. Например, родители ребенка не были озабочены тем, чтобы он бегло читал или тем более писал. Их больше волновало, как бы научить его играть в шахматы. На момент поступления в школу он читает хуже одноклассников. Но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью!), что через несколько месяцев легко их догоняет. 
     Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится – на старых запасах долго не проедешь. Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребенок должен, по идее, овладеть в школе, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость. 
     А здесь, кроме внимания, памяти, мышления, воображения, моторики руки, важно развитие социальных умений и навыков. Ведь что такое школа в первую очередь? Вовсе не развивающая среда, а система социализации, дисциплинирующая система. И построена она на принуждении. Урок – это форма принуждения. Он проходит под девизом «Ты должен!». От таланта учителя, от школьной атмосферы зависит, насколько это принуждение тягостно и травмирующе действует на ребенка. Смягчается ли это «Ты должен!» заинтересованностью в обучении, общением, полнотой происходящих в школе событий. Но при этом в самой благополучной и доброжелательной обучающей среде ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово «нельзя». Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать сам себя.
    Кроме того, к моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей. 
     Школа начинается с раздевалки. На дверях большинства наших учебных заведений красуются таблички «Посторонним вход воспрещен!». К числу посторонних, между прочим, относятся и родители. Значит, справляться с пуговицами, завязками от шапки, мешком для сменной обуви малышу предстоит самому, да еще и в коллективной сутолоке. А ведь важно не опоздать на урок, правильно приготовить вещи на парте, ничего не забыть! Конечно, этому учатся «в процессе». Но стартовыми навыками в виде завязывания шнурков и расстегивания пуговиц надо обладать. 
    Существует и еще одна проблема, о которой почему-то не принято говорить, – это проблема школьного туалета. Многие родители знают, что посещение туалета даже в детском саду может быть связано с определенными сложностями. Что же говорить о школе! К счастью, в большинстве школ существуют отдельные туалеты для малышей. Старшеклассники их не посещают. Но ведь этим (не всегда чистым) общественным туалетом надо уметь пользоваться! Надо, между прочим, уметь справляться со штанами, попадать куда надо, спускать за собой и помнить, что в наших школьных уборных почти никогда не бывает туалетной бумаги. Это «жалкая проза», крайне далекая от высоких мотивов обучения чтению или иностранному языку, но она является важной составляющей готовности к школе.



Вопрос четвертый. Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?
      Во-первых, надо помнить, что готовность к школе – это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Искусственно форсировать эту готовность нельзя, как нельзя форсировать рост зубов. Однако, как существуют специальные витамины, способствующие росту зубов, их укреплению, так же можно помогать ребенку «дозреть» до школьной жизни. 
     В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед – это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. О навыках самообслуживания было сказано выше. Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца. Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) – читать ребенку книги. Об этом надо родителям твердить многократно. 
     Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Чтение нельзя подменить прослушиванием кассет или телевизором. (Телевизора вообще лучше поменьше, особенно «взрослого».) «Книжных» родителей нужно предупредить, чтобы они не торопились читать детям пяти-шести лет все, что сами любили в детстве. В этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов. Авторские сказки лучше приберечь на тот момент, когда ребенок начнет читать сам. Призывайте родителей поощрять все занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепку, конструирование. Существует огромный пласт литературы в помощь родителям будущих первоклассников.



Вопрос пятый. Бывают ли особые ситуации с поступлением в школу, которые нужно решать нетрадиционно?

Любые ситуации, касающиеся отдельно взятого, конкретного ребенка, являются особенными, требующими индивидуального решения. Но бывают особо сложные случаи. Есть дети, намного опережающие свой «паспортный возраст». Это редкое явление. Зафиксировать его можно только с помощью специалиста-психолога. Одного родительского мнения тут недостаточно. В этих случаях ребенок может поступить в школу раньше положенного срока. Но это не значит, что у него не будет трудностей. Родителям к ним надо быть готовыми. 
     Случается также, что родители хотят отдать своего малыша именно к этой учительнице и ни к какой другой. Иногда при этом ребенок поступает в школу раньше, чем ему исполняется шесть лет. В этом случае необходимы согласие учителя на зачисление ребенка в первый класс и уверенность родителей, что малышу будет предоставлена возможность «дозреть», что на первых порах его возраст будет приниматься учителем во внимание. Родителям придется помнить, что малюсенький первоклассник будет сильно утомляться. При хороших отношениях с учительницей возможно оговорить для него «разгрузочные» дни.
     Бывает, что ребенок по одним показателям преуспевает (развитие, коммуникативность, самостоятельность), а здоровье у него очень слабое или имеются хронические болезни, которые могут сильно сказаться на его возможности посещать школу. Здесь тоже возможны разные варианты. В Москве в некоторых округах существуют центры надомного обучения. Дети с ослабленным здоровьем по справке от врача (чтобы получить такую справку, нужны серьезные основания) могут быть зачислены в школу, но первые полгода или год заниматься на дому: к ним ходит учитель из Центра. Когда срок действия справки истекает, ребенок выходит в школу.  
     Кроме того, родители вправе обучать ребенка сами на дому через систему экстерната (это форма платного обучения). В подобных случаях ученик получает свидетельство государственного образца о прохождении учебного курса и при переходе в обычную школу должен быть зачислен в класс в соответствии с выданным ему документом. Обучение в школе системы экстерната не нужно путать с обучением в частной школе. Не все частные школы обладают лицензией, и их аттестационные листы могут не засчитываться при переходе в государственную школу. В этом случае принимающая ребенка школа сама определяет уровень готовности ребенка по предложенным ему контрольным работам. 
     Если у ребенка есть особые проблемы, связанные с ослабленным зрением, слухом, логопедией, нарушением моторики, требуется консультация специалиста, которая поможет родителям определиться со сроками поступления в школу и с выбором учебного заведения. 

Источник: «1 Сентября»
Источник статьи сайт «Наука и образование»

 

   
 
 

Что должен знать и уметь будущий первоклассник?  

 

 

 

Будущий первоклассник должен знать:

 

         своё имя, отчество, фамилию;

         свой возраст и дату рождения;

         свой домашний адрес и номер телефона;

         название своего села, его главные достопримечатель­ности;

         название страны, в которой он живёт;

         фамилии, имена, отчества родителей, их профессии;

         названия времён года и месяцев (их последователь­ность, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года);

         названия домашних животных и их детёнышей;

         названия некоторых диких животных и их детёны­шей;

         названия зимующих и перелётных птиц;

         названия овощей, фруктов и ягод;

         названия средств транспорта: наземного, водного, воз­душного.

 

 

Будущий первоклассник должен уметь:

 

         различать предметы одежды, обувь и головные уборы;

         пересказывать русские народные сказки;

         различать и правильно называть плоскостные геоме­трические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, тре­угольник, овал;

         свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх-низ и т. д.);

         полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составлять (придумывать) рас­сказ по картинке;

   запомнить и назвать 6—10 предметов, слов;

   различать гласные и согласные звуки;

   разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков;

   определять количество и последовательность звуков в словах типа мак, дом, кит;

   понимать многозначность слов, использовать слова с противоположным значением, составлять простые предложения;

   выразительно рассказывать стихотворения;

   отгадывать загадки;

   хорошо владеть ножницами (вырезать из бумаги поло­ски, квадраты, круги, прямоугольники, вырезать по кон­туру фигуры);

   различать форму, цвет, размер геометрических фигур;

   решать логические задачи на установление последовательности, закономерности;

   владеть карандашом: без линейки проводить верти­кальные и горизонтальные линии; рисовать геометрические фигуры; аккуратно закрашивать, штриховать, не выходя за контуры предметов;

   складывать по образцу;

   точно выполнять задания из 5-6 команд;

   свободно считать от 1 до 20 и обратно, выполнять счёт­ные операции в пределах 5;

   устанавливать причинно – следственные связи;

   внимательно, не отвлекаясь, слушать (30—35 минут);

   читать по слогам, не допуская ошибок, не менее 10 слов в минуту;

   сохранять прямую, хорошую осанку, особенно в поло­жении сидя.

 

 

А также:

 

  • мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;
  • умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;
  • причёсываться (своей расчёской);
  • мыть ноги перед сном тёплой водой;
  • утром и вечером чистить зубы;
  • при приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу;
  • пользоваться носовым платком;
  • быстро одеться, раздеться, убрать постель;
  • содержать в чистоте и порядке игрушки и книги;
  • содержать в чистоте и порядке одежду и обувь ;
  • при входе в помещение вытирать обувь;
  • переодеваться в домашнюю одежду и обувь;
  • при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью.

 

Поиск

Новости
В Рязанской области начала работу система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, предполагающая, что каждый ребенок независимо от финансового положения своей семьи сможет заниматься в кружках и секциях.    Чтобы получить сертификат дополнительного образования и начать обучение, родителям необходимо выполнить следующие шаги:    Шаг 1. Зарегистрироваться на сайте Навигатор дополнительного образования детей Рязанской области, перейдя по ссылке https://р62.навигатор.дети (более подробную инструкцию по регистрации Вы можете прочитать тут: https://vk.com/@rmc62-kak-zaregistrirovatsya-v-naviga..);    Шаг 2. Выбрать для своего ребенка программу дополнительного образования и записаться на обучение;    Шаг 3. Получить Сертификат дополнительного образования в Личном кабинете пользователя на сайте Навигатор дополнительного образования детей Рязанской области и использовать его для обучения ребенка.    Регистрируйтесь на Навигаторе уже сейчас, чтобы записать своего ребенка на обучение и ознакомиться с правилами получения и использования сертификата.(https://www.gosuslugi.ru/), а также внести СНИЛС в учетную запись в ГИС согласно инструкции в приложении. Обращаем внимание, что у пользователей должна быть подтвержденная учетная запись в ЕСИА.

Классный уголок
Картинки по запросу счастливые дети клипарт

Блог класса

Для вас ,ребята!

Тесты и тренажёры

Виртуальный музей

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Сайт МО нач кл

Наша школа

Навигатор ДО

Мои друзья

УчМаг
Окружающий мир. 1 класс. Рабочая программа и система уроков с презентациями к УМК "Начальная школа XXI века". Комплект из 2 компакт-дисков для компьютера Математика. Окружающий мир. 1 класс. Поурочные планы по УМК "Школа России". Программа для установки через Интернет Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочая программа, система уроков, презентации по УМК "Начальная школа XXI века". Программа для установки через Интернет

Баннеры

Архив записей

сайт работает